«ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»
Литературный вечер
Подготовила: Меджнунова В.И.
Цели:
Расширить представление детей об окружающей природе;
Способствовать развитию памяти, наблюдательности; учить бережному
отношению к природе.
Оборудование: картинки, рисунки о лесе и плакаты на доске.
«Лес – это кладовая, отдающая свои дары»
“Лес — наше богатство, его надо беречь!”
“Берегите лес от пожара”,
“Лес — наряд нашей планеты”,
“Лес — дом для зверей и птиц”.
Учитель: Сейчас я, ребята, загадаю вам загадку. Если вы ее отгадаете, то сразу же узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Весной веселеет,
Летом холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
Учитель: Ну, конечно, эта загадка о лесе. Послушайте стихотворение Владимира Орлова — “В лесу”.
Словно сказочной книги
Страница,
Лес открылся,
Листвою звеня.
Понимаю и зверя,
И птицу,
И они понимают
Меня.
Может быть,
На тропинках звериных,
В непроглядной
Лесной глубине,
Вдруг избушка
На ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
Может, в этом краю,
Ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит
Подрумяненным боком
Средь высокой травы
Колобок.
И нельзя мне в лесу
Заблудится,
Хоть брожу от людей
Вдалеке.
Потому что и звери,
И птицы
На родном говорят
языке.
Учитель: Ребята, мы сегодня поговорим о природе, которая нас окружает. Лес, поле, горы, море — все это природа. Но больше всего, если мы говорим о природе, мы имеем в виду лес, журчащий ручеек, протекающий в лесу. В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, егерей. Они охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы.
1-й ученик:
|
Что мы сажаем, сажая лес?
|
2-й ученик:
|
Мачты и реи — держать паруса, Рубку и палубу, ребра и киль. Странствовать по морю В бурю и штиль.
|
1-й ученик:
|
Что мы сажаем, сажая лес?
|
3-й ученик:
|
Радиомачты — ловить голоса, Стол, за которым мы будем писать, Ручку, линейку, Пенал и тетрадь.
|
1-й ученик:
|
Что мы сажаем, сажая лес?
|
4-й ученик:
|
Легкие крылья Летать в небеса. Дом и качели, челнок и скамью И деревянную лошадь мою.
|
1-й ученик:
|
Что мы сажаем, сажая лес?
|
5-й ученик:
|
Чащу, где бродит барсук и лиса, Чащу, где белка скрывает бельчат, Чащу, где утром птицы кричат.
|
1-й ученик:
|
Что мы сажаем, сажая лес?
|
6-й ученик:
|
Лист, на который ложится роса, Воздух для легких, и влагу, и тень.
|
ВСЕ:
|
Вот что сажаем в сегодняшний день
Учитель:
|
Ребята, чем же нам дорог лес? Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? (Ответы детей: лес – наше богатство; там, где лес – всегда чистый воздух; лес – дом для зверей и птиц; лес – это кладовая, отдающая свои дары.)
А скажите ребята, когда вы идете в лес, вы хорошо знаете правила поведения в нем? Расскажите, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей: не оставлять мусор; не ломать зеленые ветки, деревья; не разорять муравейники и гнезда; не рвать большие букеты цветов; не разжигать костры; соблюдать тишину и т.д. )
Учитель: Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника. Давайте послушаем стихи о лесе.
|
|
1-й ученик:
|
Скорей собирайтесь На утренний поезд! Давно ожидают вас травы по пояс! Скорее спешите В поля и леса, Пока самоцветами блещет роса!
|
2-й ученик:
|
Вас встретит, как друга, Лесная опушка. Вам тысячу лет Нагадает кукушка! Вас очень хотят Обласкать ветерки, Живою водой — Напоить родники!
|
3-й ученик:
|
Вам дарит огромное Это богатство Травы и деревьев Земное пространство. Оно постоянно О Вас беспокоясь, Зовет вас из дома На утренний поезд.
|
Учитель: Ребята, я думаю, что все вы знаете лесные растения и цветы. Вот сейчас мы проведем для вас игру-соревнование, которое называется “Собери гербарий”. (Каждой команде дается гербарные листы. Дети должны отгадать какому растению они принадлежать)
А теперь загадки:
1. Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (Береза)
|
|
2. Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом, Дунул легкий ветерок, И остался стебелек (Одуванчик)
|
|
3. Я капелька лета На тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне Родная землица. (Земляника)
|
|
4. Никто не пугает, а вся задрожит. (Осина)
|
|
5. Две сестры летом зелены, поспевая одна краснеет, Другая чернеет. (Смородина)
|
|
6. На поляне у реки Гордо держат стебельки, Как фарфоровые чашки Белоснежные... (Ромашки)
|
|
7.Цветы ангельские, А когти дьявольские. (Шиповник) |
8.Черная? Нет, красная. Бывает она белая, Когда зеленая. (Красная смородина) |
Ведущий: Ребята, а вы еще стихи знаете о лесе? (дети читают стихи о лесе)
1 ученик
Нет ничего милее:
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
2 ученик:
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит
3 ученик
Здравствуй, лес. Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы твои.
Библиотекарь: ребята посмотрите на нашу книжную выставку. Все эти рассказы, стихотворения о лесе. О красоте родной природы, о деревьях и цветах. Вы ребята наверное знаете много поэтов и писателей которые писали и пишут о красоте родной природы. Это М.М. Пришвин, В.В. Бианки, С.А.Есенин, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и другие. У Л.Н. Толстого тоже очень много рассказов для детей посвященных деревьям, животным, которую одну из них прочтет вам сейчас ученик 4 класса (ученик читает рассказ «Как ходят деревья» Л.Н. Толстого.
Лесное дерево
А теперь давайте поиграем такую игру: за 10 минут нужно нарисовать самое красивое дерево, которое встречается в нашем лесу.
Ведущий:
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадят сейчас.
Пусть лучше и краше,
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна.