Отделения НОО с дошкольными группами МКОУ «Куркинская СОШ №2»
Проект «Электронная школа» представляет возможность взаимодействия школьников, их родителей и учителей, через интернет и SMS. Родители, которые стали пользователями системы «Электронная школа», получают информацию о расписании занятий ребенка, его оценках, замечаниях и т д.

Духовно-нравственное воспитание - Отделения НОО с дошкольными группами МКОУ «Куркинская СОШ №2»

изо
 

 
Тема: «Старших надо уважать» 
Цель классного часа: раскрыть смысл следующих высказываний: каково быть пожилым и одиноким человеком и как относиться к людям старшего поколения. 
Задачи: 
• дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны уважать их; 
• разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; 
• убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения;
• воспитывать желание позаботиться, утешить, поддержать, проявить ласку и любовь к тем, кто старше нас. 

Оборудование: С.И. Ожегов “Толковый словарь”, Схиархимандрит Иоанн (Маслов) “Симфония по творениям святителя Тихона Задонского”, выдержки из Нравоучений от Священного Писания, текста указа “Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению”, плакаты с пословицами, памятка – требование “Отношение к старшему поколению”, презентация, мультимедийная установка. 
Направление: духовно-нравственное 
Ход классного часа
Учитель: – Ребята, кого называют “ людьми старшего поколения”? 
– Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше нас? 
– Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше вас? 
– Необходимо ли помогать старикам? 
– Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек? 
– Любите ли вы маму и папу? 
– А бабушку и дедушку? 
– Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всём? 
– Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?

Дети рассуждают, высказывают своё мнение. 
Учитель: А теперь немного истории. С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к более старшему поколению. В Нравоучениях от Священного Писания говорится: 
Слайд 1. “Благослови отца и матерь”, 
“Заступи в старости отца твоего, и не опечаль его”, 
“Почитай старших, благогови”. 
Учитель: А что такое “благогови”? 
Вот как о благоговении говорится в “Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского”: Благоговение дражайший дар Божий, есть плод любви, потому все с рассуждением и говорит, и делает, везде себе чинно и благоговейно ведет. 
Только благоговейное, доброе, вежливое, доброжелательное, приятное отношение должно быть к старшим. 
Царь Пётр I в 1717 году издал указ “Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению”. Вот, что в нём сказано: 
Слайд2. ( и у детей на столе – читают ) 
Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но всё потаённым образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать. 
Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво. 
Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. 
Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать. 
Учитель: Как вы поняли эти правила? 
Какие из них и сегодня необходимы? 
Расскажите, какие их перечисленных правил вы выполняете. 
(Ответы детей) 
Вспомним, что такое пословица. 
(Определение зачитывает учащийся из словаря С.И.Ожегова) 
Да, пословица – один из важнейших источников, раскрывающих отношение к авторитету стариков. Русская пословица подчёркивает житейский опыт и мудрость старого человека: (читаем на плакате пословицы) 
Старик – да лучше семерых молодых. 
Молодой работает, старый – ум даёт. 
Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: (читаем) 
Молодой красив, старый умён. 
Век прожить – всякое пережить. 
Старый умён, хотя и не силён. 
Учитель: В русской традиции большую роль играла передача накопленного опыта из поколения в поколение. Старики были главными авторитетами в хранении нравственно – эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, стремление почитать его возраст и опыт. 
Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: (дети по очереди показывают плакат и проговаривают пословицу) 
Спелое пробуй, старших слушай. – учат буряты и монголы; 
Старших уважай, младших воспитывай. – говорят тувинцы; 
Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку. – услышишь от узбека; 
От совета старых людей голова не болит. – говорит русская пословица; 
Слушай, что говорят старики. – скажет японец; 
Кто старшего не послушался, в большую яму упал. – считают чеченцы. 
Учитель: В наше время тоже сложилась определённая норма уважения к старшим. Мы должны быть благодарны и признательны за всё, что создано старшим поколением, за всё то, чем мы сейчас пользуемся. 
Запомним требования, которые нам необходимо выполнять: 
Слайд 3. 
1. Сознание необходимости учиться у старших, высоко ценить их опыт, прислушиваться к их добрым советам. 
2. Быть активными продолжателями дела старших. 
3. Терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения за всю жизнь, даже, если они окажутся старомодными, вредными и неприятными. 
4. Забота о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе. 
Учитель: Согласны ли вы с этими правилами? Почему? (ответы детей) 
Приведите примеры из жизни, когда вы сможете помочь человеку старшего поколения. (Ответы детей) 
А сейчас посмотрите инсценировку стихотворения С. В. Михалкова “Лапуся” и ответьте на вопрос: Хорошо ли ведёт себя мальчик по отношению к старшим? 
Я не знаю, как мне быть – 
Начал старшим я грубить. 
Скажет папа: 
“Дверь открыта! 
Притвори её, герой!” 
Я ему в ответ сердито 
Отвечаю: “Сам закрой!” 
За обедом скажет мама: 
“Хлеб, лапуся, передай!” 
Я в ответ шепчу: “Сама подай!” 
Очень деда обожаю, 
Но и деду возражаю… 
До того я распустился, 
Что грублю я всем вокруг. 
Я не знаю, как мне быть – 
Начал старшим я грубить. 
А они ко мне: “Голубчик, 
Ешь скорее! Стынет супчик!” 
А они ко мне: “Сыночек! 
Положить ещё кусочек?” 
А они ко мне: “Внучок, 
Ляг, лапуся, на бочок!” 
Я такое обращенье 
Ненавижу, не терплю, 
Я киплю от возмущенья 
И поэтому грублю. 
Я не знаю, как мне быть – 
Начал старшим я грубить 
Говорят, от рук отбился. 
От каких скажите рук?!

Учитель: Отвечаем на поставленный вопрос. (ответы детей) 
Что посоветуете герою стихотворения? 
Я предлагаю вам составить памятку для этого мальчика и ему подобных “Как относиться к старшим”.

Коллективная работа 
(составление памятки) 
IMG_1109.JPG

Подведение итога 
Спасибо всем за участие в нашем разговоре. Будем внимательнее и добрее к старым людям. От них многому можно научиться, а потерпеть их немощи, наверное, не так уж трудно, правда? 
Домашнее задание 
Нарисуйте рисунок на тему: « Помощь старшим»
Учитель начальных классов  Ковалевич И. Н.
 
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсамЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Яндекс.Метрика